К счастью, данная перспективная модель, по большей части, пока остаётся моделью. Возможно, эти изменения ещё ожидают нас в будущем. Что из этой модели принято к действию уже сейчас читайте в новой статье: “ЕГЭ 2022 английский: окончательный вариант” (coming soon)
Начиная с 2022 года формат ЕГЭ по английскому языку существенно изменится. Что включает «Перспективная модель 2022 английский» от ФИПИ, и какие изменения в ЕГЭ по английскому ждут выпускников?
Перспективная модель 2022 английский язык
Летом 2021 ФИПИ опубликовал новую перспективную модель 2022 по всем предметам, включая английский. Было заявлено, что эта модель не затрагивает экзамен в 2021 году. Однако для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ в 2022, новая версия экзамена оказалась неприятным сюрпризом: изменения затрагивают все разделы ЕГЭ. Такое впечатление, что специалисты ФИПИ не просто поставили себе цель: «Ни года без изменений». Они решили принципиально поменять формат экзамена.
Новый формат разделов «Чтение» и «Аудирование».
В первую очередь надо отметить, что начиная с 2022 года разделы «Аудирование» и «Чтение» объединены в один под названием «Аудирование и чтение». Система начисления баллов в новом формате также изменена.
Из трёх заданий «Аудирования» нетронутым осталось только второе.
Первая часть раздела в новой версии выглядит следующим образом: нужно прослушать сообщение, и на его основе заполнить графы 1–6 в регистрационной форме. Выглядит это так:
Здесь даётся 1 балл за каждый правильный ответ.
Второе задание (вопрос №7) пока остаётся без изменений: это диалог и семь true-false-not stated утверждений к нему. Внимание: за правильное выполнение можно получить 6 баллов, так как они начинают начисляться со второго (!) правильного ответа. Если при выполнении дан только 1 правильный ответ, выпускник получит 0.
Третье задание – вопрос №8 – тестирует сразу и восприятие речи на слух, и чтение. Выпускнику предлагается таблица с восемью утверждениями и еще двумя столбцами, озаглавленными “Audio” и “Written text”. Сначала требуется прослушать запись и отметить в “Audio” утверждения, которые в ней упоминаются. Затем, прочитав текст, следует в колонке “Written text” отметить, что встречается в нём. А дальше, во вторую таблицу проставить цифры в зависимости от того, встречается эта информация только на записи, только в печатном тексте, и там, и там, или ни в одном из них. Пример:
Неоспоримый положительный момент: каждое правильное соответствие приносит по два балла, в сумме можно заработать шестнадцать.
Следующие две части взяты из старого «Чтения» образца 2021: это текст с пропусками (№9) и текст с вопросами и четырьмя вариантами ответов (№10–16). Согласно новой системе оценивания, за №9 можно получить только 5, тогда как №10–16 принесут по 1 за каждый правильный ответ.
Новый формат раздела «Грамматика и лексика»
Первая и третья части «Грамматики и лексики» (№17–23 и №30–36 соответственно) остались прежними. А вот вместо лексического преобразования слов теперь появилось новое задание (№24–29): в отмеченных предложениях нужно найти лишние слова. Вот пример такого текста:
В новой версии «Грамматика и лексика» по-прежнему может принести до 20 баллов.
Новый формат «Письменной речи»
Раздел «Письмо» также претерпел сильные изменения. Письмо другу теперь фигурирует под №37 как email. С одной стороны, этого следовало ожидать, исходя из современных реалий.
С другой стороны, эссе полностью исчезло. Вместо него под №38 теперь значится доклад на основании графиков и/или таблиц. Такое впечатление, что кто-то в ФИПИ недавно сдавал IELTS. Выпускнику предлагается две темы на выбор. Пример таких тем дан в новой перспективной модели 2022:
Новый формат устной части Единого государственного экзамена по английскому.
Не обошли изменения и устную часть. В ней теперь три задания вместо четырёх. Неизменным осталось только первое: требуется продемонстрировать хорошее произношение, прочитав отрывок текста.
Во второй части теперь вместо вопросов нужно дать ответы. Я бы сказала, что здесь наблюдается некоторое упрощение стандартов, откат к ОГЭ. Демонстрационный вариант предлагает:
В третьем испытании предлагается описать и сравнить 2 фотографии (привет старой версии), только теперь ещё надо выбрать одну из них для иллюстрации проекта (указывается в описании). Требуется обосновать свой выбор, высказать своё мнение по теме проекта, да ещё и предложить следующий этап в работе над ним. И всё это в те же 2 минуты! Что ж: краткость – сестра таланта.
Ну а нам, репетиторам, готовящим ребят к ЕГЭ, теперь нужно пересмотреть некоторые аспекты своей работы.