Бывало ли у вас такое: изучаете вы на уроке новую лексику, к примеру, новые слова по определённой теме, устойчивые выражения или фразовые глаголы. И вы думаете: “Я никогда не слышал этой фразы,” – ну вот не встречалась она вам в видео или сериалах. – “Зачем мне её учить?” – и счастливо её забываете. Знакомая ситуация?
Я часто замечаю, особенно на групповых занятиях, когда ввожу какие-то новые фразы, а слушатели скептически их воспринимают: “Да? Никогда такого не слышал!” Заканчивается тем, что новые обороты и выражения не стараются запомнить и использовать. В лучшем случае, фраза останется в пассивном словарном запасе, но это редко. И в этом заключается большая ошибка.
Во-первых, вы за этим ко мне и пришли: изучать новое, в том числе и новые слова, которых раньше не знали.
Во-вторых, вы не сможете понять, и даже вычленить в потоке речи слово или (тем более!) целую фразу, если вы их не знаете.
Почему я раньше не слышал эту фразу?
Незнакомые слова в потоке речи – это просто набор звуков, которые проходят мимо вашего понимания, ваш мозг просто “отфильтровывает” неизвестную лексику, ограничиваясь общим пониманием темы.
Конечно, очень заманчиво пойти по пути наименьшего сопротивления, и, вместо того, чтобы стараться запомнить, найти примеры употребления, составить свои предложения с новыми фразами, обходиться всё теми же старыми добрыми “100 самых распространённых слов в английском” – простыми словами уровня Elementary. “А что? Раньше же обходились!” В общих чертах понятно, о чём говорят – и ладно. Гораздо сложнее выйти из своей зоны комфорта, и сказать себе: “Хорошо! Я попробую использовать эти новое слова!” – и затратить усилия и некоторое время на поиск примеров и составления собственных предложений.
Как лучше учить новые слова
Мне кажется, что очень важно учить слова не “списком”, в отрыве от контекста, а наоборот: найти примеры использования, сначала – в словаре. Кембриджский, к примеру, в большинстве словарных статей включает примеры использования. Но этого, конечно, недостаточно. Новое слово или фразу можно найти с помощью youglish.com в разных роликах в YouTube. Только, я бы рекомендовала выбирать UK или US вместо ALL, чтобы не получить кучу роликов с сомнительными африканскими, арабским или китайским акцентами.
И вот, с помощью youglish вы находите, что новое слово или фраза – это не прихоть сумасшедшей училки, а реально используемая в речи лексическая единица. “Хорошо, может в этом что-то есть.” Кроме того, вы слышите, как носители используют это слово, какой предлог с ним нужен, в каких ситуациях оно используется, в каких устойчивых словосочетаниях.
А следующий шаг – самому начать использовать новое слово, составить с ним предложения или целые истории.
Вы начнёте его слышать
А дальше, как в сказке: вы начнёте слышать это слово в сериале, который смотрите, или в подкасте, который слушаете по пути на работу.
У меня была забавная ситуация, в конце 2022 года словарь Merriam-Webster выбрал словом года gaslighting.
Напомню:

gaslighting – психологическое манипулирование
Мы обсуждали это слово и как его использовать с ученицей, которая тогда готовилась к IELTS. Слово было встречено с определённой долей скептицизма. А потом, после урока она начала присылать мне сообщения, в которых писала, сколько раз и где, в каком контексте она (к своему удивлению!) натолкнулась на это слово.
Увеличение словарного запаса поможет лучше понимать английский на слух
Для многих изучающих английский понимание речи “на слух” вызывает наибольшие трудности. Для этого есть несколько причин. И одна из них – недостаточный словарный запас. Изучайте, старайтесь запомнить новые фразы, находите примеры их использования, особенно в видео материалах – и внезапно вы осознаете, что понимаете английскую речь гораздо лучше, чем раньше.